Эксперты придумали, как ускорить поток на улице Железнодорожной

Эта минская улица всегда была неудобной для водителей. Однако после перекрытия проспекта Дзержинского ситуация серьезно ухудшилась, появились заторы, средняя скорость потока — менее 10 км/ч. Чтобы добраться утром или вечером из спальных микрорайонов (Юго-Запад, Малиновка, Брилевичи) на автомобиле в центр города, уходит до часа. Казалось, ситуация не изменится, пока не построят метро. Но сотрудники Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте предложили свое решение проблемы.

По их словам, была изучена обстановка на ул. Железнодорожной и ближайших улицах (Брыля, Алибегова, Семашко, Уманской, Гурского) и найдено сравнительно простое в этой ситуации технологичное решение. «Не вводилось никаких ограничений, мы не запрещали левые повороты, не расширяли проезжую часть. Основной акцент при изучении ситуации был сделан на оптимизацию работы светофоров», — рассказывает председатель БАЭС Юрий Важник.

Одна из особенностей ул. Железнодорожной — то, что на нее приходится транзитный поток утром из трех спальных микрорайонов в центр, а вечером обратно. Здесь не расположены объекты притяжения, которые могли бы провоцировать заторы. Решить задачу локально не получится. Необходимо менять систему организации дорожного движения или реконструировать улицу, что сейчас сделать невозможно.

 zator-6-1

Исходные данные, по информации БАЭС, таковы: в юго-западной части Минска (в микрорайонах Малиновка, Брилевичи и Юго-Запад) проживает около 200 тыс. человек, они осуществляют 177 000 поездок на автомобилях в сутки (один автомобиль мог попасть в эту статистику несколько раз), годовые пиковые потери только по улицам Брыля и Железнодорожной составляли 5,67 млрд рублей (это потери времени, перерасход топлива, экологические последствия и т. д.). Осложняется ситуация тем, что на ул. Железнодорожной интенсивное движение общественного транспорта, а «карманов» для троллейбусов и автобусов нет.

 zator-6-2

Эксперты БАЭС утверждают, что в нынешней ситуации выход был только один — пересмотреть светофорное регулирование. В течение нескольких недель проводилась работа, замеры и исследования. В итоге было предложено решение — поменять режимы работы светофоров, настроить их под транспортный спрос. Но неужели все так просто?

«Не совсем. Реализовано уникальное технологичное решение, которое ранее не применялось ни в Минске, ни в Москве. Во-первых, это новые подходы к расчету светофорного цикла. А во-вторых — новые алгоритмы управления зеленой волной, — говорит начальник отдела технических средств и систем Минской ГАИ Дмитрий Навой. — Это новый метод, который отличается от ранее использовавшихся классических подходов. Мы предложим проектным организациям освоить подобные методы работы. Однако есть опасения, что придется столкнуться с сопротивлением проектировщиков, которым в этом случае придется проводить больше исследований, принимать во внимание больше факторов, а законодательство в сфере проектирования и строительства не учитывает подобные новшества».

Новые подходы мы предложили проверить в самое напряженное время — в час пик, вечером. Наш автомобиль проехал по улице Железнодорожной дважды. Оба раза это заняло 13 с небольшим минут.

 zator-6-4

«Понятно, что это не идеал, — признает Юрий Важник. — Но для сравнения: ранее этот путь в часы пик занимал 30—45 минут. Мы знаем о наиболее напряженных точках маршрута: например, наибольшие проблемы возникают на перекрестке улиц Железнодорожной и Уманской, а также на повороте на автостанцию „Юго-Западная“. Вскоре поток автотранспорта здесь еще больше увеличится, поскольку скорость сообщения улучшилась».

 zator-6-5

 zator-6-6

 zator-6-7

 zator-6-8

 zator-6-9

По словам специалистов, в будущем на ул. Железнодорожной необходимо изучить возможность организации в зоне перекрестков дополнительных полос для левого поворота за счет ширины существующей проезжей части (как это сделано, например, на Логойском тракте), а также сделать «карманы» для общественного транспорта.

Все это можно назвать запоздалой работой над ошибками. Ведь создали проблему несколько лет назад метростроевцы, которые прокладывают линию метрополитена открытым способом. Была перекрыта важнейшая транспортная магистраль. Взамен предложены дублеры, которые не могут стать альтернативой проспекту Дзержинского.

— В Европе в таких случаях проблему решает тот, кто перекрывает улицу, — говорит Дмитрий Навой. — Предложение проектировщиков подлежит независимой комплексной экспертизе, аудиту, а ответственность проектировщиков обязательно страхуется.

Возможно, если бы были приняты в расчет при экономическом обосновании строительства метро дополнительные затраты минчан на бензин, потери времени, постоянные опоздания, то и строили бы его не открытым способом. Очевидно, что при перекрытии проспекта Дзержинского не были просчитаны элементарные последствия и возможные потери. Предложенное решение не удовлетворяло транспортному спросу. Однако эта ситуация заставила говорить и о другой, более глобальной градостроительной проблеме.

 zator-6-10

«Сейчас все основные городские магистрали ведут прямо в центр. Так, проспект Дзержинского после реконструкции вонзится в Немигу, и уже там возникнут проблемы. А проспект газеты „Звязда“ проходит через центр микрорайона. Приходится решать незавидную дилемму: либо будут ДТП с участием пешеходов, либо надо устанавливать „спящие полицейские“, а это увеличение вредных выбросов, заторы, снижение средней скорости, — обращает внимание Юрий Важник. — Транспортные потоки необходимо уводить в обход центра и спальных микрорайонов, строить магистрали непрерывного движения вдоль железной дороги. Эти территории пустуют, там есть возможность организовать альтернативные пути, где исключен прямой конфликт с пешеходами, а средняя скорость будет существенно выше среднегородской. Такие магистрали должны быть соединены с основными транспортными кольцевыми дорогами. Это положительно скажется на экологической ситуации, снизится аварийность, увеличится скорость сообщения».

Однако пока непонятно, когда Минск будет готов к реализации таких проектов.

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич и инфографика БАЭС

НПЧУП "БАЭС"

Беларусь, Минск, 220007 ул. Платонова, 22-1005
тел/факс: +375(17)2844220 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Найти на карте »