Юрий ВАЖНИК: "ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ПРОГНОЗИРУЕМЫ"

Появится ли механизм реализации Закона РБ "О дорожном движении"?

Не прошло и года после принятия Закона РБ "О дорожном движении", а специалисты уже заговорили о том, что в нем отсутствуют детальные механизмы реализации. В результате существующая практика не обеспечивает системной и согласованной деятельности в этом направлении, реально не влияет на уровень эффективности и безопасности дорожного движения. Так о каких механизмах мы сегодня говорим? Корреспондент "АБw" постарался предметно поразмышлять на эту тему с председателем правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте кандидатом технических наук Юрием ВАЖНИКОМ.

- Юрий Петрович, начнем издалека. В настоящее время общемировой подход не разрывает отдельно понятия безопасности и эффективности как разные и противоречивые характеристики дорожного движения. Парадокс, не правда ли?

- Как раз нет. Дело в том, что практически все европейские страны в качестве ориентира в реализации любого аспекта инфраструктуры определяют принципы устойчивого развития на базе трех классических измерений: экономической эффективности, экологической стабильности и социальной устойчивости. Основными инструментами при этом становятся законодательство и планирование, кооперативные соглашения, экономические (ценовые и ограничительные) механизмы и информационные средства. Одним из главных способов оценки уровня устойчивого развития является метод учета выгод-затрат или учета полной стоимости факторов дорожного движения. Наряду с привычными для учета, анализа и принятия решений затратами на внедрение, эксплуатационными затратами и так далее, которые называются внутренней стоимостью. В состав же внешней стоимости включаются вторичные эффекты дорожного движения: аварийность, перегрузки, выбросы вредных веществ, эстетика, использование территорий и другие.

С учетом указанных принципов эффективность дорожного движения, упомянутая в Законе, может быть истолкована как характеристика дорожного движения, определяемая минимальными экономическими и социальными потерями.

Другим очень важным обстоятельством является определенный статьей 13 Закона программный принцип работы по обеспечению безопасности и повышению эффективности дорожного движения. Такие программы на различных уровнях - от национального до местного - должны обеспечить единый системный подход, скоординировать усилия отечественных и зарубежных специалистов для достижения максимального эффекта и прогнозируемости процесса развития. В Беларуси, к сожалению, основной проблемой полноценного внедрения программного подхода является отсутствие наработанных организационных механизмов, неразвитость менеджерских навыков, малая практика применения проектного анализа и других инструментов. Хотя есть и положительные примеры. В частности, в Минске с учетом принципов устойчивого развития и проектного анализа разработаны и осуществляются концепции модернизации автоматизированной системы управления дорожным движением, внедрения системы ориентирования участников движения, развития сети парковок, создания системы экологического мониторинга на транспорте. Все чаще при оценке и согласовании проектных решений проводятся независимые экспертизы, например по строительству многоэтажных стояночных комплексов, размещению объектов автомобильного сервиса.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ г.МИНСКА

Стоимость активов транспорта

2,5-3 млрд долларов

Общий пробег транспорта

2 млрд км в год

Общие транспортные издержки

300 млн долларов в год

Общие потери в дорожном движении

100 млн долларов в год

Потери от регулирования

50 млн долларов в год

Общий расход топлива

250 тыс. тонн в год

Общие потери времени

20 млн часов в год

Общий выброс вредных веществ (приведенный СО)

250 тыс. тонн в год

- А сейчас, Юрий Петрович, спустимся на грешную землю. Судя по приведенной таблице, прогноз для столицы малоутешительный, учитывая все транспортные издержки и общие потери в дорожном движении?

- К слову, эти данные впервые публикуются в периодической печати. Но не это главное. Главное - учет выгод-затрат и полной стоимости факторов дорожного движения, без чего системный анализ ситуации немыслим. На основе данного анализа БАЭС и предложила некий набор действий, перечислением которых не буду утомлять читателей. Цель-то ясна - обеспечение эффективности и безопасности дорожного движения должно стать приоритетной задачей государственного регулирования. В этой связи приходит на ум опыт таких стран, как Швеция и Польша. Там начали движение с определения цели - "ноль трупов". Конечно, на сто процентов она вряд ли достижима, но положительный результат будет. Так, к 2010 году поляки рассчитывают снизить количество погибших в автоавариях, от последствий транспортной деятельности в два раза - с 8 до 4 тысяч человек. И в Швеции, и в Польше нашли понимание и поддержку у всех заинтересованных ведомств, у ученых, силовиков, крупных компаний и даже у политиков. Мы же ограничиваемся расхожими фразами, хотя существует неутешительный прогноз: в 1998 году смертность в ДТП по Беларуси занимала 9 место после тяжелых заболеваний, в 2010 году показатели могут переместиться на 3 место.

Важно уяснить, что безопасность и эффективность дорожного движения следует рассматривать не только как действия отдельно взятого гаишника, но и как всю систему экономических и социальных мер. У нас же принято разграничивать обязанности экологов, ГАИ, транспортников, дорожников, представителей властных структур и бизнесменов, причастных к организации дорожного движения. Но ведь в выгоде заинтересованы все, даже страховые компании, выплачивающие огромные суммы потерпевшим в ДТП.

- Помнится, Юрий Петрович, год назад на страницах нашей газеты мы вели разговор о внедрении в столице автоматизированной системы управления движением. Что-то изменилось с тех пор? Это в доказательство тому, что Минск тоже хочет быть поближе к Европе.

- АСУД в столице практически сформирована, за исключением некоторых мелких недоделок. Можно сказать, определенного прогресса добились и в других направлениях. Скажем, по оптимизации количества АЗС в г.Минске, внедрению системы мониторинга качества атмосферного воздуха и т.д.

ОПТИМИЗАЦИЯ КОЛИЧЕСТВА АЗС В г.МИНСКЕ

Расходы по контролю и планированию АЗС 9%

Экологическая нагрузка

38%

Альтернативная стоимость земельного участка

53%

Потери от экологии

10%

Потери от перепробега

37%

Потери в очередях при заправке

51%

Потери от аварийности

2%

- Безусловно, весь спектр проблем мы не охватим в одном интервью. Но одну вспомнить надо обязательно. Безопасность движения и экология - эти два понятия "ходят" рядом. Упоминаемый вами мониторинг только первая ступенька...

- Для начала сошлюсь на опыт москвичей. В этом мегаполисе до настоящего времени в атмосферу города выбрасывается до 2 миллионов тонн загрязняющих веществ, из них 80 процентов приходится на выбросы автотранспорта, количество которого приблизилось к 3 миллионам машин. Ситуация может усугубиться после реконструкции кольцевой автодороги и окончания строительства первой очереди 3-го транспортного кольца. Так вот, на последнем для оценки влияния выбросов автотранспорта правительство Москвы решило произвести закупку и установку трассовых газоанализаторов. Тендер на их поставку выиграла шведская фирма ОРSIS. В 2002 году были установлены первые четыре системы. Они одновременно измеряют в воздухе концентрации таких газовых загрязнителей, как SO-2, NO, NO-2, HNO, озон, фенол, нафталин, стирол, формальдегид, бензол, толуол, пироксилол, этилбензол, метаксилол. Всего в Москве запланирована установка 16 газоанализаторов. Кстати, вот уже три года они успешно функционируют и в Санкт-Петербурге. В скором будущем, думаю, такие системы появятся и в Минске. С ОРSIS ведутся также переговоры о приобретении лазерного оборудования для слежения за работой светофоров. Как видим, предпринимаются попытки гарантированно избегать или минимизировать издержки транспорта, вред для человеческого здоровья и окружающей среды. Любое действие и результат должны быть прогнозируемы.

Беседовал Владимир МАКОВИЧ.

НПЧУП "БАЭС"

Беларусь, Минск, 220007 ул. Платонова, 22-1005
тел/факс: +375(17)2844220 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Найти на карте »