Как не заблудиться в городе солнца

1-koМы порой и не задумываемся, что в городской жизни наши пути-дороги очень зависят от всевозможных табличек, указателей и прочих направляющих знаков. О том, что поможет туристу не заблудиться в Минске, кто создает систему ориентирования и с какой точки обзора наша столица напоминает солнце…

Дороги-ниточки

2-gor1Для меня Минск начался в девяносто восьмом. Причем совершенно четко — с указателя «пр-т Скарыны», обозначавшего тогда съезд с Могилевской трассы. Простая табличка, выхваченная из темноты фонарями, фарами скользящих по морозу машин, стала сильной ассоциацией на долгие годы. Символом, который возникает в памяти в первую очередь, когда начинаю думать о Минске.

Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) , подтверждает, что из таких маленьких частиц в личном восприятии каждого и складывается неповторимый образ города. Но об этом позже. Первоначально указатели нужны, чтобы помогать пешеходам и транспорту выбрать нужное направление, сориентироваться. А уж к этому объединение Юрия Важника имеет непосредственное отношение. В начале 2000-х именно БАЭС предложила городу систему маршрутного ориентирования.

— Тогда мы разработали концепцию для транспорта и автомобилей. В ГАИ принципиальную идею поддержали, ведь если водитель не знает, куда ехать, он совершает непонятные маневры, становится рассредоточенным и попросту опасным. А на тот момент знаков в городе было явно недостаточно, особой логики в размещении тоже. Так что решили создавать систему ориентирования с нуля, — рассказывает собеседник.

Основой предложенной БАЭС системы стали три транспортных кольца и расходящиеся от центра города радиальные магистрали.

— Вначале нам нужно было доказывать, что в городе есть первое и второе транспортные кольца, которые стоит подписать. Вместе с МКАД такая кольцевая структура позволяет распределить потоки транспорта, ограничить допуск автомобилей в центр города, — объясняет Юрий. — Сформировали этот скелет, определили важность дорог и маршрутов, перечни объектов ориентирования, внешний вид указателей. В результате получилась концепция и движение стало гораздо логичнее.

Лучше всего понимаешь, что система работает, лишь на секунду представив ее отсутствие. Вот что бы было, если бы по проспекту Независимости в поисках того же МАЗа метались грузовики и фуры? А так указатели еще с въезда в город руководят водителем, подсказывая нужные дорожки. По словам Важника, транспортных знаков-указателей в Минске сегодня порядка семи тысяч. И они пока обеспечивают работу концепции лишь процентов на 70.

— К тому же важно определить, что людям нужно в первую очередь. Это ненормально поставить у ЦУМа указатели на офис нашей ассоциации, который нужно найти редким людям, а указатели на сам ЦУМ не поставить, — смеется Юрий Важник. — А есть вещи и более тонкие. Дело в том, что административные районы для большей части людей неважны. По крайней мере при ориентировании. Горожане, да и приезжие, ищут не административные районы Ленинский, Советский, Московский, а скорее жилые микрорайоны — Золотую Горку, Малиновку, Лошицу. Их просто необходимо обозначать. К тому же такие названия гораздо лучше погружают в городскую историю, формируют индивидуальный образ нашего города.

Подсказка для туриста

 Теперь у БАЭС новый проект — концепция пространственного ориентирования пешеходов, которая будет внедряться, как только завершится согласование городским руководством. Специалисты сформулировали большой список «турыстычных месцаў», определили возможные варианты того, как пешеход станет до них добираться. И ведь если поставить себя на место туриста, то окажется, что обозначить нужно многое — начиная с площадей, памятников, скверов и заканчивая такими объектами сервиса, как, скажем, банкомат.

— Например, в Копенгагене система пешеходного туризма будто сама несет тебя по городу. Ты проходишь пять километров, сам того не замечая, просто перемещаясь по указателям от одного туристического объекта к другому, — рассказывает Юрий Важник.

Он показывает карту, на которой нанесена сеть пешеходных маршрутов. Вот один из них: ЖД вокзал — Привокзальная площадь — Михайловский сквер — ул. К. Маркса — Александровский сквер — Октябрьская пл. Вот другой: Троицкое предместье — церковь Марии Магдалены — Степанов сад — Троицкое предместье. Свыше 30 вариантов более или менее интересных экскурсий. А ведь и правда, стоит разместить небольшие подсказки — и туристы самостоятельно смогут гулять по Минску маршрутами, наиболее любимыми у горожан.

БАЭС предлагает насытить город не только отдельными указателями, но и информационными пунктами. Что они будут собой представлять? На стенде — красочный плакат с огромным объемом компактной полезной информации. На нем красной точкой обозначено место, где стоит конкретный инфоцентр, а это дает возможность и туристу разобраться, где он сейчас находится. Так и написано: «Я тут — I'm here». Поставишь, к примеру, такой инфоцентр у цирка — и гость столицы сможет сориентироваться, что совсем рядом парк Горького. И даже сообразит, куда в парке пройти, чтобы прокатиться на колесе обозрения, ведь зоны, прилегающие к инфоцентру, расписаны чрезвычайно подробно. Здесь же указатели на ближайшие улицы, сообщения о ближайшем банкомате и, уж простите, о туалете. Отдельной строкой — номера телефонов экстренных служб.

Городским властям идея понравилась. Осталось, как уже говорилось, совсем немного — согласовать. Будем надеяться, что процесс этот не затянется, потому как уже впечатлились белорусской концепцией системы пешеходного туризма наши более расторопные соседи. В российском Калининграде такие инфоцентры, разработанные минчанами, решили поставить в конце этого года. Думается, и нам бы пора.

Что отрадно, рабочий язык системы как транспортного, так и пешеходного ориентирования в городе белорусский. Названия туристических мест для иностранцев: латиница + английский (а значит, Октябрьскую площадь обозначим Kastryс-nickaja sq.,) или просто латиница (Kastrycnickaja plosca). И вот еще вопрос: какое название лучше передаст иностранцу дух города — исключительно белорусское Cyrvony Casciol или по-английски строгое Red Church? Будем надеяться, что к единому разумному и оптимальному варианту мы придем до того, как пешеходная система станет внедряться.

 Образ города

 — Последние пару месяцев мы интенсивно занимаемся именно въездами в столицу. Ведь въезд — как парадный подъезд, первое впечатление о городе создается здесь. Высчитали новые принципы их размещения, много другой работы провели. Главная трудность в том, что указатели ориентирования — это больше, чем металлические щиты с буквами и стрелками, — делится собеседник. — Нельзя даже к въездным знакам подходить механически, мол, а давай поставим тут! Вот и начали мы с чтения книги Кевина Линча, которая называется «Образ города». Написана давно, в семидесятых, и книга классная. Там как раз написано о том, что каждый город имеет образ, состоящий из множества мелочей. Прочли. И мне кажется, дело пошло на лад.

Юрий Важник считает, что образ Минска только создается. Ведь пока в разговорах о городе его гости наиболее часто используют прилагательные «чистый» и… «серый».

— Первое, что понимаешь в европейских столицах, будто сменил черно-белый телевизор на цветной, — говорит Юрий Важник. — Но это, оказывается, как посмотреть. В этом году мы летели в Вену и поразились, взглянув ночью на Минск сверху. Нет более роскошного зрелища. Фонари светят вверх так, что прорисованы все транспортные линии, все улочки яркими ниточками.

Подлетаем к Вене — там темно, фонари светят вниз. С ночного самолета наш город красивее, но сколько людей имеют возможность любоваться Минском сверху? А ведь, вспоминая систему города — три круга и радиусы, ни дать ни взять — город солнца. Кстати, есть такой Артур Клинов, он свой фотоальбом о Минске так и назвал «Горад Сонца». Так вот, на тех фотографиях у Минска уже есть образ. Осталось его воплотить и осознать в жизни. Мы понимаем, что наша система должна внести свой вклад в образ нашей столицы.

— Вы любите Минск? — задала я, уходя, казалось, самый логичный вопрос.

— Да вы что? Я таким словом вообще стараюсь не бросаться и даже жене говорю его нечасто. А тут — город, — задумчиво и мудро ответил мужчина.


Автор: Снежана ИНАНЕЦ. Фото автора и из архива БАЭС.

НПЧУП "БАЭС"

Беларусь, Минск, 220007 ул. Платонова, 22-1005
тел/факс: +375(17)2844220 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Найти на карте »