Почему "буксует" программа "Минус 100"?

1186122338 avariaЛичный состав Госавтоинспекции переведен на усиленный вариант несения службы. Почему? "В последнее время увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов и пешеходов в связи с ухудшением видимости во время дождя и в темное время суток. Только за прошедшие три дня на дорогах Беларуси погибли 5 пешеходов и 2 велосипедиста, в их числе 10-летняя девочка", — так объясняют принятое решение в УГАИ МВД.

Дороги безопасными так и не стали. Все призывы к водителям притормозить утонули в многоголосье клаксонов. Автомобили по-прежнему таранят друг друга, съезжают в кюветы и сбивают пешеходов. Дорожно-патрульная служба не знает ни дня, ни ночи, но одними лишь ее усилиями всех проблем не решить. Тем не менее при определенных коррективах, считают разработчики программы "Минус 100", грустная картина может круто измениться…

Похожая ситуация была, например, в Австрии. Программа по повышению безопасности на дорогах не принесла нужных результатов. Зачем попусту терять время на поиск виновных? Этим решение проблемы не сдвинется ни на йоту — трезво рассудили там, и эксперты сели за "круглый стол", чтобы провести работу над ошибками.

Самое время и нам взяться за рычаг, чтобы включить нужную передачу. Мировые эксперты в области безопасности дорожного движения убеждены: в Беларуси есть несколько вариантов дальнейшего "дорожного" сценария. Оптимистическая версия сбудется лишь при соблюдении нескольких условий.

Само появление такой программы — уже хорошо. Это первый шаг к коренному изменению ситуации на дорогах! Однако название, в котором содержится спорный посыл, неплохо бы заменить. Почему "Минус 100"? Никаких "минусов"! Нужна позитивная установка! Название непременно должно стать звучным брэндом (как польская программа "Гамбит", ставшая в Европе нарицательным словом). Когда-то эксперты предлагали свой вариант, звучавший на белорусском как "Добрая дарога". В нем и пожелание счастливого пути, и намек на достойную инфраструктуру. Почему-то не одобрили…

— Вряд ли программа "Минус 100" только по этой причине не завоевала доверия в обществе, — считает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осматривающий имущество, которое принимают на страхование. — Авт.) на транспорте Юрий Важник. — Скептиков можно понять: за год резко снизить аварийность практически нереально. А если еще учесть, что планка взята выше, чем в Европе…

Почти все кратковременные программы по безопасности обречены на провал. А когда приходит время "Х", несбывшиеся ожидания вызывают лишь разочарование. Самый оптимальный срок для такой программы — пять лет. Но чтобы достичь эффекта, должен заработать четко отрегулированный единый механизм наподобие швейцарских часов. К примеру, в Польше первые два года программы "Гамбит" лучшие европейские специалисты настраивали национальную систему дорожного движения. В итоге число жертв автокатастроф удалось снизить почти на треть: с 8 тысяч погибших до 5,5 тысячи.

А что у нас? Объявили широкомасштабную кампанию по рекламе и раздаче фликеров. Дело тоже нужное. Многие пешеходы стали заметны в темноте (теперь даже на детские коляски и школьные рюкзаки цепляют яркие наклейки). Но это не стало решением проблемы: велосипедистов и пешеходов по-прежнему сбивают на наших дорогах (за полгода погибли почти 200 пешеходов и велосипедистов). А зоркие приборы контроля скоростных режимов не остудили пыл лихачей. Почему большие штрафы пугают постфактум, но никак не до нарушения? Это хороший вопрос. Кажется, просчет в том, что мы пытаемся найти панацею сразу от всех проблем.

Фликер не спасет жизнь пьяному, заснувшему прямо посреди скоростной трассы. А молодежь, возвращающаяся в потемках с дискотеки, и вовсе не возьмет наклейку, потому что это пока не модно. Особенность программы по безопасности в том, что нужно изменить поведение абсолютно разных групп людей, с их индивидуальными особенностями и чертами характера. Каким образом? В Эстонии пешеходов и велосипедистов, к примеру, защищали целенаправленно: специалисты-исследователи разделили группу риска на подгруппы, изучили причины аварий и для каждой подгруппы придумали самый эффективный способ защиты. То есть там действовали не вслепую, а знали наверняка, как уберечь пешеходов.

У нас, увы, "диагноз" поставили, скорее, по наитию… Кстати, это симптомы еще одной "болезни". Мы до сих пор не нащупали ахиллесову пяту — не исследованы мотивы и обстоятельства нарушения, которые обычно приводят к авариям. Известно, к примеру, что каждое второе дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом случается именно ночью. Возможно, здесь нужно искать закономерность? Что стоит за размытыми формулировками вроде "не справился с управлением"? Где истинная причина "темных" ДТП? Именно скрупулезный анализ (причем не только статистических отчетов ГАИ) приведет к верному решению многих дорожных проблем.

ЧП, ДТП и т. п.

Человек водит машину так же, как он ведет себя на улице или в магазине. Эгоист будет безудержно давить на педаль газа, хам — подрезать, а интеллигент — уступать дорогу дамам. Но почему кто-то отказывается принимать систему условностей, которая помогает быстро и безопасно передвигаться по дорогам?

В асоциальном поведении за рулем, которое провоцирует большинство аварий, нужно разобраться, чтобы получить ответы на простые, давно волнующие всех вопросы: почему лихачи давят на педаль газа? зачем садятся за руль после застолья? куда спешат?

Заодно удастся развеять мифы, сбивающие многих с толку. Один из них, к примеру, о видавших виды иномарках и "копейках". Дескать, главная опасность исходит от них. Отнюдь! Из-за неисправных машин в прошлом году случилось 145 ДТП. Это очень немного. Кто же "везет" главную опасность на дорогах? Нужно разобраться. Дело не только в серьезном социологическом анализе. Должны работать постоянные рабочие группы (менеджеры, организаторы движения, инженеры, психологи, дорожники, инспектора ГАИ), которые займутся анализом и воплощением конкретных проектов, повышающих безопасность на наших улицах и трассах.

Правила без опасности

Едва ли не главный нынче вопрос: "Как заставить нарушителей соблюдать ПДД?" Штрафы остановят лишь при одном условии: неотвратимости наказания. Пока для одних оно неоправданно жесткое, для других — слишком мягкое. "Счет" явно не в пользу автомобилистов: их могут лишить прав даже за "копеечную" аварию. Водителям после мелкого ДТП проще не вызывать ГАИ, а разобраться между собой. В то же время злостных пешеходов-нарушителей не всегда наказывают рублем, часто все обходится устным внушением.

Впрочем, наказать всегда легко, вот воспитать трудно. Умеем ли мы убеждать? Иногда достаточно одной грамотно поданной, искрометной и убедительной фразы, чтобы заставить даже упрямцев-водителей изменить модель поведения.

"Вы возите за спиной слона!" — без устали предупреждали водителей шведские власти (во время столкновения тело сидящего сзади пассажира получает ускорение и, если он не пристегнут, весом три тонны обрушивается на водителя). Под этим слоганом на городских праздниках устраивали целый аттракцион. Предлагали спуститься с небольшой горки на автомобильном сиденье сначала пристегнувшись, а потом без спасительного ремня. Скорость всего 7 километров в час, но этого оказалось достаточно для ощущения реальной опасности… Результат? После проведения рекламной кампании и разумного контроля в этой скандинавской стране стали пристегиваться 98 процентов водителей и 75 процентов пассажиров на заднем сиденье. А сколько у нас? Такой статистики нет…

Что греха таить, многие наши телевизионные ролики и билборды могли бы стать более выразительными. Их у нас не меньше, чем в западных странах. Но, согласитесь, плакат с призывом снизить скорость вряд ли изменит поведение водителей. "Зачем притормаживать? Ведь я вчера здесь ехал со скоростью 120 километров в час, а меня еще и обгоняли", — думает большинство автомобилистов.

В каком-то смысле Беларусь оказалась в более выигрышном положении, чем западные страны. Рост автомобилизации у нас пришелся на то время, когда другие уже научились защищать участников дорожного движения. Зачем изобретать велосипед? Вернее всего взять на вооружение чужой, но успешный опыт. Например, Швеции — страны со схожим климатом, темпами автомобилизации и количеством населения. Для скандинавов наши проблемы уже давно решенная задача. А они наверняка бы посоветовали много полезного.

— Авария — всегда цепь событий. И в этой цепочке слабое звено — чаще всего человек, — говорит Юрий Важник. — Хорошая система безопасности дорожного движения должна прощать просчеты ее участникам. Зачем она вообще нужна, если не будет спасать жизни и предотвращать аварии? Однако выживет ли пешеход, пересекающий по "зебре" дорогу, по которой разрешено ездить со скоростью 90 километров в час, если он или водитель совершит ошибку? Шансы мизерные… Система безопасности должна приспосабливаться к человеку, а не наоборот.

В то же время должны быть удобные дороги и развязки. Простые и конструктивные решения могут избавить от многих проблем. Когда-нибудь задумывались, почему много аварий происходит именно на въезде в город? После скоростной трассы водителю очень трудно привыкнуть к городскому ритму. Нога по инерции давит на педаль газа. Решение? Кое-где достаточно сделать кольцо либо "ворота" на въезде в город. Описав круг, автомобилист притормозит и перестроится на другой режим. И таких приемов множество.

Не менее важно пересмотреть ограничения, которые должны быть разумны и обоснованны. Иначе участники дорожного движения начнут осознанно нарушать ПДД. Водитель должен поверить в необходимость запрета. В Швеции всегда после установки ограничительного знака на дорогу выходит дорожная полиция. Обо всех постах и радарах, между прочим, заранее предупреждают в газетах, по радио. Потом анализируют, какой это дало эффект. Кстати — хорошая новость: накануне выходных наша ГАИ тоже начала сообщать о том, где будет следить за скоростными режимами.

* * *

В этой публикации пока слишком много вопросов. Как видим, искать ответы на них предстоит не только ГАИ, но и дорожникам, психологам, социологам… Думается, новый подход позволит по-другому взглянуть на старые проблемы и положить конец необъявленной "войне" на дорогах.

Справка "СБ"

В Беларуси, по данным ГАИ и Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, почти каждую минуту регистрируют транспортное средство, каждые 3 минуты выдается водительское удостоверение, каждые 7 минут происходит ДТП, а каждый час в аварии получает травму или гибнет один человек. За 10 лет погибло и ранено около 100 тысяч человек. Ежегодный ущерб из-за аварий на дорогах — до 350 миллионов долларов.

Компетентно
Заместитель начальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий:

— Программа "Минус 100" — это попытка привлечь внимание общества к серьезной проблеме. Сдвинуть с места обывательскую точку зрения, взбудоражить, если хотите, общественное мнение. Кое-что уже удалось. Водители маршруток стали аккуратнее ездить, хотя претензии к ним до сих пор есть. Сколько жизней деревенских парней спасли инспектора ДПС, отогнав их незарегистрированные мотоциклы на штрафстоянки. А стоило всем сотрудникам ГАИ начать пристегиваться за рулем, как водители и пассажиры смекнули, что это неспроста, и защелкнули крепления спасительных ремней. Получилась небольшая пиар-акция, которая воодушевила автомобилистов. Понятное дело, что штрафами все не решить. Мы и не стремимся наказать побольше водителей, как многие наверняка считают. Поставлена серьезная задача: спасти сотни людей от гибели в машине или под колесами. Да, действительно, система безопасности дорожного движения должна прощать ошибки его участникам. Поэтому мы постоянно пересматриваем скоростные режимы, анализируем статистику, прислушиваемся к мнению автолюбителей. Но злостным нарушителям никаких поблажек не будет! Как-то водитель БМВ умудрился меня обогнать по встречной полосе, где это запрещено. Потом подрезал и повернул направо. Разве это нормально? ГАИ выступает инициатором программы "Минус 100", однако поддержать нас должны не только министерства и ведомства. Когда все вплоть до обычного пешехода поймут, что даже такая мелочь, как фликер, — не лишняя трата денег, а способ выжить, наши дороги станут полностью безопасными.

Александр ТУМАР TUT.BY

НПЧУП "БАЭС"

Беларусь, Минск, 220007 ул. Платонова, 22-1005
тел/факс: +375(17)2844220 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Найти на карте »