Пять самых крупных дорожных объектов Минска (комментарии экспертов)

Катализатором дорожного строительства в Минске стала подготовка к чемпионату мира по хоккею 2014 года. Столько развязок в городе одновременно еще не строили и столько реконструкций магистралей еще не проводили. Мы решили узнать, как обстоят дела на самых крупных объектах, что изменится в будущем и нужны ли такие развязки столице вообще. Куда ведут минские дороги? Ответ мы искали на улицах столицы.

Развязка пр. Дзержинского — пр. Жукова. Реконструкция пр. Дзержинского

Что сейчас? Один из самых важных строящихся объектов в городе наконец обрел очертания. Впервые в Минске построили трехуровневую развязку, но полностью движение там пока не запущено.

На продуваемом всеми ветрами верхнем путепроводе рабочие старательно закручивают огромные болты, асфальтоукладчик делает очередной заход, ведутся сварочные работы.

Работы еще много: нужно установить ограждения (в том числе на разделительной полосе), опоры уличного освещения, уложить новый и заменить старый слой асфальта, вымостить пешеходные пути тротуарной плиткой (а это несколько тысяч квадратных метров). Но самое сложное и трудоемкое, по словам дорожников, это перекладка коммуникаций и строительство подземных пешеходных переходов (их возле развязки будет несколько).

На самом пр. Дзержинского продолжается реконструкция. Сейчас работы ведутся на участке от ул. Щорса до ул. Гурского. Возле развязки будет сразу три подземных пешеходных перехода (два — это выходы со станции метро «Грушевка», третий строится в районе ул. Прилукской). Но, как отметили дорожники, все равно не удастся обойтись без светофоров. Возле среднего уровня развязки, в частности, сделают как минимум два регулируемых наземных пешеходных перехода.

Между тем началось возведение еще одной развязки — на пересечении пр. Дзержинского и ул. Алибегова. Она будет выполнена в двух уровнях.


Что будет? Организация движения на трехуровневой развязке довольно простая. Проспект Дзержинского пройдет по верхнему путепроводу, нижний «этаж» остается за пр. Жукова. Средний уровень будет служить для связи между двумя проспектами.

На вопрос, когда откроется полноценное движение на развязке, в «Гордорстрое» отвечают: есть директивный срок — до конца следующего года объект должен быть введен в эксплуатацию. «Если потребуется, то будет организована работа в четыре смены», — говорят заказчики работ. Однако сами дорожники более оптимистичны: мол, успеем до июня-июля 2012-го.

С реконструкцией самого пр. Дзержинского, перекрытие которого оставило без нормальной транспортной связи сразу несколько крупных жилых микрорайонов, сложнее. Основные трудности связаны со строительством метро, подземных переходов и перекладкой коммуникаций. Планируется, что на всем проспекте будет по четыре ряда в каждом направлении с разделительной полосой. Предусмотрено строительство подземных переходов. Но без светофоров все равно не обойдется, проспекту Дзержинского пока не суждено стать магистралью непрерывного значения.

Работы будут вестись поэтапно: первый участок (от ул. Щорса до ул. Гурского) планируют открыть в 2013-м, сроки ввода в эксплуатацию второго (от ул. Гурского до ул. Голубева), третьего (от ул. Голубева до пр. Любимова) и четвертого (от пр. Любимова до МКАД) участков неизвестны. Но, вероятно, к 2014 году движение на пр. Дзержинского все же будет восстановлено.

Комментарий эксперта

— Тройная развязка на пересечении пр. Дзержинского и пр. Жукова практически не нужна, — считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Пропускная способность этого узла была достаточной, если бы им правильно распоряжались. Теперь, конечно, будет лучше. Но кто-нибудь подсчитывал, какую выгоду принесет этот дорогой объект? Любой проект должен быть бизнес-планом, учитывать доходы и расходы, не служить эстетическим задачам. Что будет на подступах к развязке? Ведь пропускная способность пр. Дзержинского все равно будет определяться теми же регулируемыми пересечениями пр. Дзержинского — ул. Уманская и пр. Дзержинского — ул. Щорса. Как были учтены интересы пешеходов и велосипедистов? Не получится ли, что развязка разъединит, а не объединит город?

Строительство метро открытым способом вообще-то роскошь. Строить дешевле, но если учесть другие расходы (экономические, экологические, временные и прочие потери горожан), то окажется, что перекрытие проспекта обошлось неоправданно дорого. Вспомните хотя бы строительство улиц-дублеров, оптимизацию на ул. Железнодорожной и другие экстренные меры, которые были вынуждены принимать в городе.

Аварийность на пр. Дзержинского после реконструкции существенно вырастет (в первую очередь станет больше ДТП с пешеходами, столкновений на перегонах со стоящими автомобилями, аварий из-за конфликта левого поворота). Так было, например, на ул. Притыцкого и пр. Пушкина, где аварийность увеличилась почти втрое.

Развязка ул. Тимирязева — ул. Орловская. Реконструкция ул. Тимирязева

Что сейчас? В отличие от двух предыдущих развязок, здесь к строительству путепровода только-только приступили.

От дорожников требуют, чтобы объект был сдан в сентябре 2012 года. Но строители называют сроки нереальными. «Развязка — самый проблемный узел. Да, возможно, к концу следующего года движение по путепроводу уже пустят, но работы, скорее всего, еще будут продолжаться. Думаем, закончим к 2014-му», — рассказали они нам.

Рабочие объяснили: для путепровода нужны 200 балок, но у фанипольского завода железобетонных мостовых конструкций не хватает мощностей, чтобы успеть в срок.

Тем временем продолжается реконструкция самой ул. Тимирязева — на участке от ул. Радужной до ул. Саперов. Самый сложный этап — перекладка инженерных коммуникаций — завершается. Уже вырублена часть деревьев, насыпь уберут, рельеф полностью изменится.

Что будет? Улица Тимирязева пройдет по путепроводу над ул. Орловской. Это нетипичный проект для Минска, и пока не совсем ясно, как будет организовано движение. Например, можно ли будет повернуть налево с ул. Орловской — к строящемуся бизнес-центру (на ул. Тимирязева)?

Интересна также схема движения общественного транспорта. Строители, в частности, рассказали, что троллейбусы пустят по ул. Л. Украинки.

Будет проведена реконструкция подземного перехода на перекрестке ул. Тимирязева — ул. Орловская. Еще два построят на ул. Тимирязева (на участке между ул. Радужной и ул. Орловской, а также между ул. Орловской и ул. Саперов) и один — на ул. Орловской (возле «Тойота-центра»).

По словам специалистов «Гордорстроя», запланирована дальнейшая реконструкция ул. Тимирязева (от ул. Саперов до ул. Кальварийской). Там также будет по четыре ряда в каждом направлении с разделительной полосой. Расширение потребует сноса — уберут некоторые постройки, в частности склады завода «Атлант» и ГУМа.

Комментарий эксперта

— Когда перекрыли ул. Тимирязева, проблема возникла на пр. Победителей — там появились заторы. Однако после изменений светофорных циклов и внесения незначительных корректив пробки исчезли, — вспоминает Юрий Важник. — Вопрос: если в нынешнем режиме пр. Победителей справляется с двойным трафиком, то зачем городу две широкие магистрали, расположенные поблизости? Вспомните про бизнес-проект: в чем выгода? По ул. Тимирязева в час проезжали чуть более 1 тысячи автомобилей в одном направлении. После реконструкции пропускная способность составит 6 тысяч машин в одном направлении. Зачем столько? В результате одна полоса будет занята автомобилями под парковку (особенно возле строящихся бизнес-центров). Достаточно было бы сделать по два ряда в каждом направлении с парковками. Вот еще один факт: один из подземных переходов будет выходить... к гаражам. При этом у города нет денег на строительство подземных переходов на пл. Бангалор. Разве не парадокс?

Развязка также, считаем, не очень удачна. Обратите внимание на западные города — там нет «клеверных листов». Чтобы понять, почему, нужно посмотреть на пятничный затор на ул. Притыцкого — МКАД. На эту развязку каждый час заезжает до 1000 автомобилей и столько же съезжает. Затор происходит из-за того, что потоки конфликтуют на малом пространстве между съездами. Дальше это будет все большей проблемой.

Развязка ул. Ташкентская — МКАД. Реконструкция ул. Ташкентской 

Что сейчас? Когда в октябре объявили о торжественном начале строительства, мы сразу выехали на место будущей развязки. Но... никого не нашли. Как оказалось, искали не там — строительные вагончики находились поблизости, возле Ташкентского проезда. Тогда планировалось убрать автостоянку, начать подготовительные работы. Прошло больше месяца. Что изменилось?

На автостоянке машин уже нет, вагончики переместили ближе к будущей развязке.

А сегодня там появились машины с щебнем, начались подготовительные работы.

«Работы ведутся, — заверили в "Гордорстрое". — Отсыпают съезды, делают временное освещение, выносят коммуникации. Самое сложное — это подготовка, и она ведется».

Что будет? «Развязка будет монолитным сооружением, что позволит более эффективно использовать площадь и облегчит задачу с перекладкой коммуникаций, — объяснили в "Гордорстрое". — Да, сразу предупреждаем: полностью перекрывать МКАД никто не будет. Проект предполагает только временные ограничения движения. В будущем запланирована реконструкция ул. Ташкентской: она будет расширена до восьми полос, там построят четыре подземных перехода, реконструируют мост. До восьми полос также будет расширена ул. Кабушкина».

Комментарий эксперта

— Хорошая развязка МКАД в микрорайоне Чижовка действительно нужна. На этом участке кольцевой дороги не хватает съездов, — замечает Юрий Важник. — Но оценивать проект пока сложно. Можно лишь спрогнозировать негативные последствия для ул. Ташкентской, поток на которой значительно увеличится. Там сейчас и так высокая аварийность — большое количество ДТП с пешеходами, регулярно происходят столкновения транспортных средств. Потребуются изменения в организации дорожного движения. Однако когда магистраль проходит возле жилого микрорайона, тоже плохо — «убивается» городская среда.

Эксперты по безопасности дорожного движения говорят, что хуже всего для города — это построить еще одну дорогу. За границей при обсуждении таких проектов всегда считают вред от аварийности, выбросов, временные потери. У нас же учитываются только «голые» затраты на строительство, которые, между прочим, колоссальные. Богатые европейцы не могут позволить себе такую роскошь. Они строят дешево, но эффективно. В шведских городах обычная магистраль — две полосы туда/две обратно (дорог с более чем тремя полосами нет), но они в несколько раз более быстрые и безопасные, чем наши пр. Пушкина и ул. Притыцкого.

Долгиновский тракт

Что сейчас? Первая очередь расширения Долгиновского тракта была завершена несколько лет назад. Сейчас ведется второй этап реконструкции — от ул. Будславской (ориентир — две заправки) до ул. Пригородной (где заканчивается пустырь и начинается частный сектор). Строители напомнили, что работы начались в декабре 2010 года, сейчас уже переложены практически все инженерные коммуникации. Завершить работы планируется летом 2012-го.

«Было два ряда в обоих направлениях, а станет шесть с разделительной полосой. Правда, строительство подземных переходов не предусмотрено. Сколько светофорных объектов установят, сказать сложно», — рассказали дорожники.

Что будет? В перспективе Долгиновский тракт «повернет» направо. Дело в том, что сейчас самое его проблемное место — пересечение с ул. Орловской, где собираются заторы. Расширять этот участок не планируется, поскольку потребуется сносить несколько десятков частных жилых домов. «Тем более, что это неперспективно — иначе тракт упрется в узкую ул. Червякова. Поэтому решено, что после ул. Пригородной он уйдет вправо и вывернет на ул. Нововиленскую. Какой будет развязка со вторым городским кольцом, пока неизвестно», — уточнили в «Гордорстрое».

Также проектировщики рассказали, что Долгиновский тракт будет пересекать третье городское кольцо. Оно пройдет возле Научно-практического центра психического здоровья. Однако когда построят кольцо, сказать никто не берется. Есть несколько проектов, которые постоянно корректируются.

Комментарий эксперта

— По идее Долгиновский тракт расширяют, чтобы увеличить пропускную способность. Но посмотрите — на сравнительно небольшой участок от ул. Будславской до МКАД приходится три светофора! Это почти столько же, сколько в среднем на пр. Независимости. То есть скорость сообщения существенно не изменится, — говорит Юрий Важник. — А еще тракт неминуемо упрется в пробку перед вторым городским кольцом. Заторы и до того не собирались на перегоне. Кроме того, микрорайон Новинки окажется разрезанным шестиполосной дорогой, хотя там хватило бы четырехполосной. Есть такая дурацкая интерпретация, мол, это выездная магистраль и она должна иметь шесть полос. Но почему? Для чего? Никто ответить не может.

* * *

С одной стороны, строительство дорог — позитив. С другой, если это приносит вред, — негатив. Ну не должны на улицах, которые прошли реконструкцию, резко увеличиваться аварийность, ухудшаться экология, пропускная способность и т. д. Также они не могут служить только эстетическим задачам. Позиция экспертов довольно жесткая и четкая: при проектировании и строительстве дорог необходимо руководствоваться не умозрительными представлениями и устаревшими нормами, а исключительно прагматикой — целесообразностью строительства новой дороги, анализом аварийности. За границей каждый проект проходит независимый аудит, решения обсуждаются и открыто критикуются. Ответственность проектировщика страхуется. А владелец дороги отвечает за аварийность, вредные выбросы и т. д.

Когда будет смещена ось ответственности, можно будет говорить об иных подходах в строительстве и проектировании и в Беларуси.

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский; maps.google.com; auto.onliner.by

НПЧУП "БАЭС"

Беларусь, Минск, 220007 ул. Платонова, 22-1005
тел/факс: +375(17)2844220 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Найти на карте »