Был ли эффект от Дня без автомобиля?

Вчера в Минске и большинстве регионов прошел День без автомобиля. Сегодня ГАИ и Минприроды подвели свои итоги: объемы реализации топлива сократились, аварий в Минске произошло меньше, всего от поездок на собственной машине отказался каждый пятый. Была проведена и независимая оценка — специалистами Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). Выводы несколько отличаются. По данным Минской ГАИ, 22 сентября в столице зарегистрировано 101 ДТП. Это меньше, чем в обычные будние дни (ежедневно в Минске происходит 120—130 аварий). Однако, как сообщили в Госавтоинспекции, в трех авариях пострадали люди. В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды в данный момент подводят итоги, готовят отчет. До официального обнародования результатов акции с нами поделились некоторыми цифрами. Сотрудники «Белнефтехима» сравнили объемы топлива, проданного вчера и реализованного в прошлый четверг. Оказалось, что в День без автомобиля белорусские водители купили на 12,2% меньше бензина. На заправках продали меньше и дизельного топлива — на 10,4%. Как это отразилось на экологии?

— Точную цифру пока назвать нельзя: еще не все подсчитано, — рассказали в Минприроды. — На данный момент можно сказать, что более 250 тонн загрязняющих веществ не попали в атмосферу. В Минприроды также привели результаты соцопроса: оказалось, что вчера не стали садиться за руль своего автомобиля чуть более 18% минских водителей. Мониторинг провели и сотрудники БАЭС. Они делали замеры интенсивности транспортного потока в семи контрольных точках: на проспектах Независимости и Партизанском, улицах Немиге, Кальварийской, Притыцкого, Аэродромной и Я. Коласа. По их данным, в утренний час пик интенсивность легкового транспорта снизилась на 3—5%, но вечером движение было обычным. Примерно такое же наблюдалось в прошлом году.

Был проведен также анализ интернет-контента. Эксперты сделали такой вывод: «День без автомобиля широко комментируется, негативная позиция составляет около 1/3 контента. Около половины комментариев нейтральны, ориентированы на поддержку акций либо конструктивную критику обстоятельств и проблем автомобилизации. Наибольший общественный резонанс вызван действием, направленным на позитивную мотивацию изменения поведения, — возможностью бесплатного проезда в общественном транспорте владельцев автомобилей. Эффект от этого мероприятия несколько снижен из-за формализации, конъюнктурной реакции транспортных компаний».

По мнению БАЭС, общественное мнение постепенно меняется, оно становится более мотивированным к решению проблем автомобилизации; мероприятия, приуроченные к Дню без автомобиля, впервые интегрированы в рекламные акции крупных компаний (МТС). В то же время есть ряд существенных проблем: основной акцент сделан на прямых результатах, а не на дальнейших стратегических действиях; День без автомобиля проводится практически вне контекста городской транспортной политики; недостаток стратегии публичной кампании, брендов и вовлеченности «первых» лиц; отсутствует системное общественное движение, способное инициировать общественную составляющую акции и ряд других. 

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

НПЧУП "БАЭС"

Беларусь, Минск, 220007 ул. Платонова, 22-1005
тел/факс: +375(17)2844220 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Найти на карте »